Глава шестая
Первая попытка

Петербург. Дворец Арбениных

В тот день, когда Саша собралась наконец с духом и решила навестить княгиню Стрешневу, утро в Петербурге выдалось солнечным и теплым.

Свекровь вместе с Петенькой отправилась на прогулку, прихватив с собой и новую гувернантку, специально выписанную из Англии. Таким образом, молодая женщина осталась в столовой одна, не считая Аксиньи, которая все время заботливо хлопотала вокруг стола.

- Доброе утро! – Вдруг послышался веселый и бодрый голос Алекса. – Вы уже позавтракали? А отчего меня не разбудили?

- Ты так крепко спал, что я не решилась потревожить тебя, милый! – рассмеялась Сашенька, подавая мужу свежую корреспонденцию. – Вот, взгляни! Утром принесли.

- Телеграмма?! – обрадовался Алекс и тут же поспешил прочитать ее. – Извини, дорогая! Это весьма важно!

Саша ничего не ответила, а только лишь слегка повела плечами.

- Надеюсь, что новости хорошие? – спросила она.

- Да –да! – быстро ответил князь, не отрывая взгляда от послания. – Аксинья, принесите мне только кофе!.. И велите заложить для меня закрытый экипаж. Я должен немедленно уехать по срочному делу.

- Хорошо, - ответила служанка и поспешила выполнять поручение хозяина.

- Что-то случилось, Алекс? – спросила Сашенька и встревоженно посмотрела на мужа. – Куда ты едешь, да еще и в карете?

- Мне необходимо непременно встретиться с Николя. Он должен сообщить мне нечто важное!.. А ты? Кажется, нынче ты собиралась навестить княгиню Стрешневу.

- Да. Я не посылала к ней никого, чтобы предупредить о своем визите… Но, думаю, что это не обязательно. Мы ведь все-таки не чужие!

- Конечно! – ответил ей Алекс. Он уже допил кофе и спешно вытирал рот салфеткой. – Тебя подвезти?

- Нет. Я уже распорядилась насчет кареты.







Через несколько минут супруги распрощались друг с другом и каждый отправился по своим делам.

Александр сидел в углу кареты, нервно постукивая пальцами по деревянному наконечнику своей трости, и все время поторапливал кучера. Ему не терпелось поскорее встретиться с Николя, который должен был сообщить ему первые результаты своего расследования.
Саша же ехала в своем экипаже, который вез ее по широким улицам Петербурга к Невскому проспекту, где находился двухэтажный особняк князей Стрешневых. Всю дорогу она то и дело выглядывала в окно, чтобы узнать, не показалась ли знакомая ограда с огромными железными воротами, в середине которых красовался герб старинного дворянского рода.





Наконец карета остановилась. С помощью кучера Александра быстро выбралась из экипажа и медленно подошла к главному входу.





Снаружи дом практически не изменился. Те же стены, те же окна и парадная лестница. И казалось, что вот сейчас распахнуться двустворчатые двери, и к ней выйдет дядюшка, живой и здоровый. Она кинется к нему в объятья, а он только лишь слегка улыбнется в ответ и крепко прижмет ее к своей груди. От этих воспоминаний Сашеньке вдруг стало нехорошо и твердый комок подступил к горлу, который никак не хотел уходить, но ей удалось взять себя в руки.

Крепче сжимая свою сумочку, Саша приблизилась к двери, протянула руку к колокольчику, но та в нерешительности повисла в воздухе. Как же все-таки нелегко было через столько лет снова войти в эти двери!
Немного подумав, Сашенька все-таки позвонила в колокольчик и прислушалась, не идет ли кто. Двери дома распахнулись, и на пороге появилась фигура … Нет, не старого слуги Федора, и даже не Марии. Перед Сашей предстала незнакомая ей девушка в белом переднике.

- Слушаю вас!

- Я бы хотела, - дрожащим от волнения голосом произнесла Сашенька, - встретиться с княгиней Стрешневой.

- Проходите!.. Я сообщу Ее сиятельству, но они нынче не принимают! – Вежливо ответила горничная и проводила гостью в кабинет. – Как о вас доложить?

- Скажите, что приехала княгиня Арбенина! Александра Васильевна, - добавила Сашенька.

Пока горничная отправилась докладывать своей хозяйке, Сашенька принялась осматривать комнату. Она не увидела ни одной знакомой вещи. Казалось, что снаружи был дом ее дядюшки, а внутри – совершенно незнакомое жилище. Стены были перекрашены, мебель перетянута, а место рояля заняли большие книжные шкафы орехового цвета. Портреты родственников больше не украшали стены гостиной, а вместо них висели совершенно незнакомые лица и различные пейзажи в огромных золоченных рамах. От всего увиденного на глаза молодой девушки невольно набежали слезы. Луиза стерла и уничтожила все, что было так дорого Саше и ее дяде.





- Саша?! – послышался знакомый и в то же время неприятный ей голос княгини Стрешневой. В нем, как обычно, чувствовались какая-то надменность, гордыня и фальшь. – Вот так сюрприз!.. После стольких лет… Я не ожидала увидеть тебя!

- Здравствуйте, княгиня! А я подумала, что для вас это не будет полной неожиданностью, так как петербургские газеты уже давно сообщили о нашем возвращении.

- Да, я читала. Признаться, я ждала… Надеялась, что ты все-таки пожелаешь навестить меня. Прошу! – Луиза вежливо показала рукой на диван, а когда Саша устроилась, присела рядышком. – Может быть, чаю? Или кофе?

- Благодарю! Если можно, то лучше кофе.

Луиза позвонила в маленький колокольчик, и в гостиную вошла горничная.

- Катерина, две чашечки кофе!.. Это простой визит вежливости или у тебя есть ко мне какое-то дело, Сашенька? – Княгиня вновь обратилась к своей гостье.

- Скорее всего… это просто визит, Луиза! – Улыбнулась Сашенька. – И еще я хотела бы узнать о твоих планах относительно этого дома.

- О планах?! – Луиза немного приподняла бровь и в недоумении посмотрела на Сашу. – Я не понимаю тебя.








- Ты мне писала, что дядя не оставил никаких распоряжений, касаемых его имущества. Значит ли это, что этот дом теперь принадлежит тебе?

Луиза вдруг резко отвела взгляд и даже как-то немного занервничала. Затем она встала и подошла к двери, делая вид, что хочет посмотреть, не готов ли кофе. В дверях тут же появилась Катерина с подносом в руках.

- Где ты ходишь?! Наша гостья уже заждалась! – закричала Луиза. – Всё… всё! Дальше я сама. Прости, Сашенька! Прислуга совсем отбилась от рук. Когда был жив Петя, в доме был порядок во всем, а теперь… Мне даже пришлось нанять новую горничную для себя.

- А где же Федор и Мария? – спросила Саша и внимательно посмотрела на хозяйку. – Ведь они столько лет служили этому дому.

- Федора я отправила в деревню, он стал слишком стар. А Мария теперь служит на кухне. Она сама так захотела.

- Странно! – задумчиво произнесла Сашенька. – Ты мне так и не сказала…

- Ах да! – вспомнила Луиза или сделала только вид, что забыла. – Насчет тебя Петя не оставил каких-либо распоряжений. Никакого завещания не было, а значит по закону все его имущество переходит ко мне, как к законной супруге. Детей, как тебе известно, у него тоже не было.

- Но дядя не мог оставить этот дом кому-либо другому!.. Это родовое гнездо князей Стрешневых, и наследовать его должны только те, кто является членом семьи.

- Значит, я не являюсь членом Вашей семьи? – удивилась Луиза и громко рассмеялась. – Прекрасно!.. Прекрасно!

Сашенька вдруг поняла, что неправильно выразила свою мысль и тем самым невольно обидела княгиню. Конечно, в глубине души она так и не смогла принять эту женщину и не считала ее своей родственницей. Но произносить это вслух она тоже не собиралась.

- Прости, Луиза! Я не хотела обидеть тебя. Я просто хотела сказать…

- Я поняла тебя, Сашенька! – Вдруг резко оборвала ее Луиза. – Ты не считаешь меня законной наследницей. Но тебе придется признать этот факт!.. Петр Игнатьевич не оставил завещания, потому что не считал это необходимым. Он любил меня, поэтому женился и сделал меня единственной наследницей этого дома и всего своего имущества. Видимо, он считал, что ты и так вполне обеспечена и поэтому не нуждаешься в его деньгах.

- Дело вовсе не в деньгах, Луиза! Как ты не понимаешь?!.. Это дом моих предков. Здесь родился мой отец, а затем и его брат. Они выросли в этих стенах! Дядя говорил мне, что хотел бы, чтобы и мои дети росли здесь.

- Сожалею! Я ничем не могу тебе помочь. Ты, конечно, можешь обратиться в судебную контору, но… Они только подтвердят мои слова.

- Хорошо. Может ты и права! – тихо произнесла Саша и платочком смахнула слезы, катившееся по ее щекам. - Но могу ли я предложить тебе сделку?.. Я хочу купить у тебя этот дом.

Луиза сначала сильно удивилась, затем внимательно посмотрела на Сашу, усмехнулась и вдруг начала громко смеяться. Этот смех сначала напугал молодую княгиню Арбенину, а затем вызвал такое отвращение к его хозяйке, что Саша едва сдерживала себя от нарастающего в ее душе гнева.

- Что тебя так развеселило, Луиза?.. Мое предложение кажется тебе глупым и смешным?.. Я могу предложить тебе любую сумму, которую ты только пожелаешь. На эти деньги ты сможешь купить себе любой дворец в Петербурге.

- Я знаю, - с выражением в голосе ответила Луиза, - знаю!.. Твой муж ни в чем не отказывает тебе. Но я не собираюсь продавать свой дом!.. Он дорог мне… как память о тех счастливых моментах моей жизни, когда Петя был еще жив. Прости меня, но память не продается!.. И хочешь ты того или нет, но теперь я являюсь законной хозяйкой родового гнезда князей Стрешневых! А ты, если пожелаешь, можешь иногда приезжать ко мне в гости. Я всегда рада гостям!.. А сейчас мне придется оставить тебя, так как на это время у меня назначена встреча у директора театра. Прошу прощения!

- Ничего. Я понимаю! – Сашенька встала. – Луиза, если ты вдруг передумаешь… Дай мне знать, пожалуйста!

- Хорошо. Обещаю тебе!

- И еще, - Сашенька снова повернулась к Луизе и протянула ей небольшой конверт. – Это приглашение на благотворительный вечер. Мария Александровна очень бы хотела видеть тебя у нас.

- Благодарю! Я постараюсь непременно быть у вас, как указано в приглашении.







На следующий день дворецкий доложил Сашеньке о приходе некой женщины, которая непременно хотела видеть молодую княгиню Арбенину и отказывалась уходить, не переговорив с хозяйкой.

Саша удивленно приподняла бровь, немного подумала и велела слуге проводить гостью в гостиную.


- Вы хотели видеть меня, сударыня?... Мария?! Мария! - радостно воскликнула Сашенька, увидев в гостиной горничную своего дядюшки. -
Мария, ты даже не представляешь, как я рада тебя видеть! Отчего ты раньше не приходила?

- Простите меня, ваше сиятельство! Я не знала, что вы в Петербурге. А вот сегодня услышала ваш голос, когда вы приходили к барыне... Мне ведь даже не позволили выйти к вам.

- Как это? - удивилась Сашенька.

- Когда вы покинули дом своего дяди и уехали с мужем, многое изменилось!.. Я теперь все больше на кухне... Барыня наняла себе новую горничную, выписала из Парижу.

- А Федор? Дворецкий Петра Игнатьевича?

- Его отправили в деревню.

- Почему Луиза так поступила с вами?.. В чем твоя вина?

- Сначала, после смерти Петра Игнатьевича, все было как и прежде. А потом барыня позвала меня и сказала, чтобы я шла на кухню помогать Авдотье. Я согласилась, потому что мне некуда идти, Александра Васильевна! Я родилась в доме Стрешневых, моя мать служила тут. Куда мне идти?

- Мария, мне очень жаль, что с тобой так обошлись! Если ты хочешь, то можешь служить здесь. Я с радостью возьму тебя горничной к себе.

- Благодарю вас, ваше сиятельство!.. Я слышала, что вы хотели узнать о смерти Петра Игнатьевича.

- Да, но что тут узнавать? У дяди была сердечная болезнь, хоть я в это и не очень верю.

- Я для этого и пришла к вам, Александра Васильевна! В тот день я кое-что слышала.

- В день смерти дяди?.. Что ты слышала, Мария? - Саша вдруг вся напряглась и внимательно посмотрела на горничную.

- В тот день Петр Игнатьевич шибко разозлился и ругался на своего управляющего. Потом появился и он.

- Кто? Управляющий? - не поняла Сашенька.

- Да. Барин ругал его и все время повторял: "Негодяй!" Барыня успокаивала его, но Петр Игнатьевич не слушали ее.

- А что было потом?

- Потом меня позвала Авдотья, и я ушла на некоторое время на кухню. Когда я снова подошла к двери гостиной, наш управляющий говорил барыне, чтобы она перестала плакать и ничего никому не рассказывала. А когда приедет доктор, они скажут ему, что барину стало плохо из-за сердца. Я ведь тогда еще не поняла, что Петр Игнатьевич уже умер.

- А что доктор? Что он сказал, когда приехал?

- С ним разговаривал управляющий. Доктор осмотрел барина, а потом как-то быстро вышел из комнаты весь белый, как полотно. Управляющий сунул ему деньги и что-то прошептал на ухо.

- Все это очень странно!.. За что дядя рассердился на господина Урусова?.. Мария, а ты говорила об этом полиции?

- Нет, что вы? Кто мне поверит? Я ведь простая горничная! Мне бы все равно никто не поверил.

- Ты права! Твое слово против слова княгини или управляющего. Знаешь, Мария, ты правильно сделала, что никому ничего не рассказывала! Если бы ты это сделала, они бы просто выгнали тебя или...

- Вы думаете, что меня бы убили?- Мария от ужаса округлила глаза и прикрыла рот рукой.

- Нет-нет, что ты!.. Просто они бы не позволили тебе со мной встретиться. Скажи, Мария, а кто-нибудь знает, что ты пошла ко мне?

- Ни одна живая душа! Вот вам крест, барышня!

- Хорошо. Мария, ты должна остаться в том доме!.. Я не настаиваю, а прошу тебя! Если ты уйдешь оттуда, я не буду знать, что там происходит. Ты согласна?.. Это ненадолго. Мария, я должна узнать, что случилось с дядей!.. Это мой долг! Прошу тебя, помоги мне, пожалуйста!

- Не волнуйтесь, ваше сиятельство! Я целиком предана вашей семье!

- Спасибо, Мария!.. Только будь осторожна! Если Луиза заподозрит тебя...

- Александра Васильевна, я буду внимательна!






Комментарии
29.07.2017 в 21:30

Какое-то время не комментировала новые главы, но уж теперь прочла не только то, что пропустила, но вообще весь роман с самого начала! Все-таки несколько лет уже прошло с выхода первой главы, детали как-то подзабылись.
Большое спасибо, что не забросили историю, она становится все интереснее и интереснее. Так здорово смотреть как все более продуманными и детальными становятся интерьеры, все более изысканными наряды... Рост мастерства неоспорим!
Только один момент меня смутил - внезапная ненависть Саши к Луизе, когда она еще не знала о подозрительных обстоятельствах дядюшкиной смерти. Ведь перед Сашиной свадьбой они очень мило общались, потом Саша уехала за границу. Почему вернулась она с такой неприязнью к дядюшкиной вдове?
03.09.2017 в 11:21

Добрый день, Sept_ember!
Я очень благодарна вам за ваши отзывы! Немного поясню поведение Саши к Луизе.
Дело в том, что Луиза не сразу оповестила Сашеньку о смерти Петра Игнатьевича, а спустя неделю. Именно этот факт и вызвал подозрения у последней. Об этом Саша будет говорить в новых главах.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии