Том II: Семейные тайны
«Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало;
а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье»
(Л. Н. Толстой «Война и мир»)
а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье»
(Л. Н. Толстой «Война и мир»)
Глава первая
Назад в прошлое
В главе использована картина К. Дебюсси "Париж"
Со времени последних событий, произошедших в доме князей Стрешневых, прошло ровно пять лет. Шел 1892 год.
В России это были последние годы правления Александра III, который придерживался консервативно-охранительных взглядов и проводил политику контрреформ. Именно в эти годы, в течение июля 1891 года, велись переговоры о сближении между Россией и Францией, а уже 28 июля Александр III утвердил окончательную редакцию договора, которое практически сразу вступило в силу. После того, как начальники генеральных штабов двух стран подписали военную конвенцию, из Парижа на родину был отозван князь Александр Арбенин.

В это время Россию постигло новое несчастье – голод, охвативший основную часть Черноземья и Среднего Поволжья. Непосредственной причиной кризиса был сильнейший неурожай в этой зоне в 1891 году. Запасы зерна, предназначенные для ликвидации подобных кризисов, практически отсутствовали. Цены на продовольствие росли, а спрос и цены на труд крестьян в зоне неурожая – падали. Таким образом, существенная часть населения не имела ни зерна текущего урожая, ни запасов от предшествующих урожаев, ни возможности найти работу и жить на заработную плату. Страдания голодающих вызвали большое сочувствие в образованной части общества, в деревню устремился поток интеллигентных добровольцев, стремящихся организовать помощь крестьянам.
Именно в такое время из благополучной Европы в Россию возвращалась молодая семья Арбениных: Александр, его жена Александра Васильевна и маленький Петруша.


- Наконец-то мы снова в России! – радостно воскликнула Сашенька, глядя в окно вагона. Мимо мелькали поля, леса, деревеньки и снова поля – заброшенные и заросшие, но все равно на душе было как-то необычайно радостно и светло. Ведь теперь они снова дома.
- Д-а-а-а! – Протяжно произнес Александр и тоже посмотрел в окно. – Мы снова дома. Но какая печальная картина предстает перед нами, Mon cher! (фр.- Мой друг).

- Oui! ( Да). Мария Александровна писала, что организовала благотворительный фонд в помощь нуждающимся. Я бы очень хотела помочь ей в этом благородном деле!

- Матушка будет очень рада! – улыбнулся Александр и снова принялся просматривать «Санкт-Петербургские ведомости», которые были куплены им на одной из станций.
Еще несколько минут Сашенька продолжала смотреть в окно, а потом достала из чемодана большой альбом в коричневом кожаном переплете и начала рассматривать снимки, которые были сделаны за границей.

Вот дом, в котором они жили первый год, а вот их первый семейный праздник – Новый год. Следующая страничка – их совместные конные прогулки, а на этой фотографии запечатлен их первенец, которому было суждено родиться вдалеке от родного дома. Следующая фотография – она и Петруша гуляют по парку Монсури (Parc Montsouris). Тут молодая женщина на минуту задумалась, задерживая свой взгляд на последней фотографии. С этим парком у нее было связано много счастливых моментов жизни, но один, не очень приятный, она не забудет никогда.

Париж, 1888 год.
Однажды, прогуливаясь по парку Монсури, Сашенька услышала, как кто-то окликнул ее, и этот голос был ее хорошо знаком. Она мгновенно обернулась и увидела Софью Лещинскую, идущую вдоль парковой аллеи прямо к ней.

- Софи?! – удивленно произнесла Сашенька. – Вы?
- Bonjour (Здравствуйте), Александра Васильевна!
-Bonjour ! – Поздоровалась и Сашенька. –Je ne comprends pas (Я не понимаю)… Разве Вы не в Швейцарии?
- В Швейцарии? – Теперь уже удивилась Софи.
- Екатерина Львовна сказала, что Вы покинули Россию и выехали в Швейцарию вместе с … ее сыном.

- Узнаю Екатерину Львовну! – Софи засмеялась, но уже через минуту ее лицо вновь сделалось серьезным. – Значит, Вы так ничего и не знаете?
- А что я должна была узнать? – вновь удивилась Сашенька и внимательно посмотрела на девушку.
- На Мишеля напали бандиты в тот день, когда вы должны были встретиться. Едва живого его привезли домой, вызвали доктора. Екатерина Львовна решила увезти его за границу для лечения и попросила, чтобы я была рядом с ним.
- Что? – воскликнула Сашенька. Откровения Софи стали для нее настоящим ударом. - Как же так?!.. Как же можно?!.. Все это время я думала, что Миша предал меня! Каждый раз, когда я вспоминала наш разговор с княгиней, меня мучили угрызения совести!
- Угрызения совести? Отчего? Вы ведь ни в чем не виноваты!

- От того, что я хотела убежать из дома, покинуть моего любимого дядюшку из-за человека, который так жестоко обманул меня! Я так думала. Подождите… Но ведь Миша мог написать мне! Отправить какую-нибудь весточку, что все это обман и интриги его матери.
- Он писал. Писал много раз, но его письма не доходили до адресата! И не могли дойти.
- Снова Екатерина Львовна приложила старания? – усмехнулась Сашенька.
- Нет, - тихо произнесла Софи и опустила глаза, - это я не отправила их. Простите меня, Сашенька! Но… Le temps perdu ne se rattrape jamais! ( Прошлого уже не вернешь).

Саша еще раз внимательно посмотрела на Софи, а затем резко повернулась и медленно пошла вдоль аллеи.
- Александра Васильевна! – крикнула Софи, догоняя молодую княгиню. – Александра Васильевна, подождите! Прошу Вас!.. Мишель очень любит Вас и всегда любил! Умоляю Вас, простите меня!
- Любит? – Сашенька резко развернулась и остановилась, глядя прямо в глаза своей сопернице. – Любит? А что мне теперь? Разве это имеет какое-то значение сейчас, когда я уже замужем?.. Отчего Вы раньше не сказали мне об этом? А?
- Я не могла. Екатерина Львовна была весьма недовольна случившимся и наняла одного человека, чтобы…
- Чтобы что? Говорите, Софи! Я готова выслушать все до конца.
- Этот человек передал от нее письмо, в котором говорилось, что я должна немедленно покинуть Россию и никогда более не возвращаться. Она пригрозила, что употребит все свое влияние, и мой отец потеряет все! Все! Понимаете, что это означает?
- Да. Княгиня Волконская имеет большие связи не только в обществе, но и при дворе.
- Поэтому я вынуждена была послушать ее.

- Но я не знала, что Мишель ничего не рассказал Вам! - тихо сказала Софи. – Как только он узнал об обмане, сразу бросился к Вам. Но, видимо, не успел.
- Теперь уже поздно. Слишком поздно! У меня есть муж, которому я поклялась в любви и верности перед алтарем. Прошлого уже не вернуть!.. Спасибо Вам, что рассказали мне правду! Теперь я хотя бы буду знать, что не обманулась в любимом человеке.
После разговора с Софьей Сашенька пришла домой и до самого вечера проплакала в своей комнате. Плакала о том, что так жестоко была обманута. Плакала, что все ее мечты были разрушены злыми и бессердечными людьми. Плакала о том, что поспешила с выводами и дала согласие на брак с нелюбимым человеком. Плакала о своей поломанной судьбе.
- Ты только послушай, дорогая, что пишут!
Услышав голос мужа, Сашенька встрепенулась и закрыла альбом с фотографиями.
- Что же пишут в газете? – тихо спросила она и посмотрела на своего мужа.

- «Вновь прибывшие из-за границы молодой князь Арбенин со своей супругою и малолетним сыном, граф Березин с супругою и 16-летнею дочерью, а также князья Бакунины, Шиловские…», - прочитал Александр и усмехнулся. – Видимо, моя матушка уже сообщила всем, что мы возвращаемся в Петербург! Узнаю свою Maman!

- Я никак не могу привыкнуть к здешним порядкам. В Европе все иначе!

- Д-а-а! Теперь нам придется вновь привыкать к столичной жизни с ее укладом и законами. Это вам не Париж и не Вена! Это Россия, Петербург! Здесь все устроено так, что каждый непременно должен следить за своею речью. Думать, когда и кому что сказать! Это весьма важно!
- Ты прав, но так хочется еще немного побыть одним! - Тяжело вздохнула Сашенька. - Ты не против, если я ненадолго оставлю тебя одного и попроведаю Петрушу в соседнем купе?
- Нет, конечно! До Петербурга еще несколько часов, я почитаю немного.

Продолжение следует...
Очень понравился исторический пролог к главе - позволяет глубже окунуться в атмосферу тех дней, когда происходили события романа.
Пока только первая глава опубликована, и мне сложно судить, но чувствуется, что Сашенька стала старше, немного жестче. Интересно, что же ждет ее на родине...
Думаю, я перечитаю еще раз первую часть, а то за давностью времени отдельные события забылись.