Глава тридцать пятая

Помолвка



Прослушать или скачать Иоган Штраус Венский вальс бесплатно на Простоплеер


В доме княгини Арбениной нынче вечером было много важных и именитых гостей. В огромной зале для приемов играла торжественная музыка, всюду слышались звон бокалов и громкий веселый смех.














Мария Александровна, в роскошном вечернем туалете, важно прохаживалась между гостями и принимала многочисленные поздравления. Она буквально сияла от радости и была весьма горда тем, что ей удалось собрать у себя все слитки петербургского общества.





А все дело было в том, что нынче праздновалась помолвка ее единственного сына князя Александра Николаевича и княжны Александры Васильевны Стрешневой.
Издавна на Руси повелось, что день обручения считается семейным праздником, и приглашаются только родные и близкие знакомые. Эта традиция до сих пор сохранялась во всех дворянских и купеческих семьях, но для княгини Арбениной переставали существовать все традиции и обычаи, если дело касалось ее единственного сына. Она давно мечтала устроить счастье Александра с достойной девушкой из благородной семьи и хотела, чтобы об этом знал весь Петербург. Да что там Петербург! Пускай об этом узнает вся Российская Империя!





С этими мыслями Мария Александровна подошла к очередной пятерке гостей, среди которой были и князь Волконский с супругой.

- Мария Александровна, голубушка, как Вы необыкновенно хороши сегодня! – воскликнул Сергей Степанович, как только княгиня Арбенина поравнялась с ними. – Поздравляю вас и Александра с весьма удачным выбором! Княжна необычайно хороша собой, умна, образована и весьма достойная партия для вашего сына.





- Присоединяюсь к словам своего мужа, княгиня! – вступила в разговор Екатерина Львовна. – Сашенька Стрешнева – настоящий ангел!.. Ах, как я Вам завидую!





- Благодарю вас, господа! Мне весьма приятно слышать это от вас! – улыбнулась в ответ княгиня. – Я и сама довольна выбором сына. Но вам ли жаловаться, дорогая Екатерина Львовна? Кажется, у вас тоже имеется на примете невеста для вашего сына.





- Вы правы, но пока есть некоторые обстоятельства, которые вынуждают нас несколько повременить со свадьбой.

- Неужели генерал Лещинский против этого брака? – удивилась Мария Александровна.



<






- Нет-нет… Что вы! Генерал как раз и не против… Все дело в сыне. - Почти шепотом произнесла Екатерина Львовна. - Он пока не выказывает желания жениться. И я не знаю, что мне с этим делать! Он вбил себе в голову, что мы вмешиваемся в его жизнь и хотим…





Екатерина Львовна не успела закончить свою мысль до конца, так как в этот самый момент к ним подошли князь Стрешнев с Луизой Бланж.





Петр Игнатьевич поприветствовал всех присутствующих и удалился вместе с князем Волконским за покерный стол.

- Мадам Бланж, вас тоже можно поздравить с помолвкой! – с притворной заискивающей улыбкой произнесла Екатерина Львовна, как только мужчины покинули их компанию. – У меня не было возможности лично выразить вам свое восхищение вами и вашими артистическими способностями…

- Благодарю вас, княгиня! – прервала ее Луиза, которая поняла весь смысл только что сказанной реплики, и с ненавистью посмотрела на княгиню Волконскую. – Я знаю, что вы не особо любите театр, но ваш муж, видимо, большой поклонник представлений, так как за этот год он не пропустил ни одного спектакля с моим участием.






Луиза поняла, что своими словами попала точно в цель, так как лицо княгини Волконской передернулось, и на некоторое время она потеряла свой обычный величавый вид. Екатерина Львовна с огромной злостью посмотрела на Луизу и, точно змея, прошипела сквозь зубы:

- О моем муже ходит очень много разных слухов. Одни говорят, что Сергей Степанович большой охотник до дамских сердец, другие - что он особенно почитает актрис. Но не стоит верить всему этому!.. Многим также известно, что он ни разу не позволил себе ничего серьезного и постыдного. Ну, только, если сама дама возомнила себе что-то там… такое… Но это уже все домыслы и ничего более! (Тут Екатерина Львовна снова вернулась к своему прежнему величавому виду).






- Екатерина Львовна, голубушка! – поспешила вмешаться в разговор княгиня Арбенина, заметив, наконец, что их беседа может окончиться ссорой. – Никто и не сомневается в благородстве и верности Сергея Степановича. Вы просто не так поняли мадам Бланж. Верно, Луиза?

- О, простите меня, княгиня, если, сама того не заметив, обидела вас! Ничего плохого я и не думала… Просто в свете ходит столько разговоров о князьях Волконских…





- Каких разговоров? – еще больше напряглась Екатерина Львовна. – Над князьями Волконскими никогда не потешались!




- Просто я слышала, что еще совсем недавно ваш сын интересовался княжной Стрешневой…

- Это неправда! Моего сына никогда не интересовала племянница Петра Игнатьевича! – быстро ответила княгиня и повернулась к Марии Александровне. – Она и не могла его заинтересовать… Это все сплетни!.. Просто Сашенька гостила у нас в имении одно время, и они подружились с Мишей. Он был весьма любезен с княжной и просто развлек ее, чтобы ей не так было скучно в деревне. А люди бог знает что подумали!





Екатерина Львовна притворно засмеялась, как будто хотела показать, насколько смешно и нелепо выглядят подобные слухи. Мария Александровна пристально посмотрела на княгиню и улыбнулась в ответ, но видно было, что в ее голову закралось сомнение.




- Мне так неудобно перед Вами, княгиня! – Продолжила Луиза, когда та перестала смеяться. – Простите, если невольно обидела Вас!.. Ах, Россия! Ах, Петербург!.. Я до сих пор не могу привыкнуть к тому, что здесь любят все преувеличивать и пересказывать разные нелепости!.. Теперь я уверена, что и история про вашу сестру – тоже выдумка и ничего более.





- Что? – дрожащим голосом переспросила Екатерина Львовна и переглянулась с княгиней Арбениной. – Кто и что вам рассказал про Анну?.. Откуда вы узнали эту историю?





- Луиза, - вмешалась в разговор Мария Александровна, - сестры Екатерины Львовны, возможно, уже нет в живых… И Екатерине Львовне тяжело вспоминать об этом.





- Простите, княгиня!.. Я не знала. Простите меня, ради всего святого! – начала извиняться Луиза и даже слегка приобняла княгиню Волконскую, чтобы показать, как она сожалеет о сказанных словах.





Екатерина Львовна притворно закатила глаза и приняла страдальческое выражение лица, а про себя подумала: «Жалкая провинциальная актриска! Считаешь себя умнее других? Ну, ничего! Я еще покажу тебе, что значит насмехаться над княгиней Волконской. Я узнаю о тебе все. И посмотрим, чья возьмет!».





В то время, когда все гости предавались развлечениям и общению друг с другом, Миша Волконский не находил себе места. Он прибыл на этот прием вместе со своими родителями, но вовсе не для развлечения и, тем более, не для того, чтобы поздравить князя Арбенина и Сашеньку, а чтобы иметь возможность спросить у своей возлюбленной, отчего она так быстро изменила своему слову и согласилась выйти замуж за другого.








Миша уже начал терять надежду на то, что ему удастся, наконец, остаться наедине с Сашенькой и поговорить, так как прошло уже более двух часов, как он прибыл сюда, а князь Арбенин все не отходил от своей невесты, да и Софи даром время не теряла. Она все время находилась подле Миши и мучила его своей пустой болтовней.








Вдруг Миша увидел, что Александр отошел, наконец, от Сашеньки и направился вместе с поручиком Никитиным в другой зал.




Молодой князь Волконский тут же поспешил к своей возлюбленной, бросая на ходу извинения Софи, которая буквально остолбенела от такого поведения князя.





- Александра Васильевна, позвольте и мне поздравить вас! – официальным тоном сказал Миша.





- Мне необходимо поговорить с вами, - добавил он шепотом после того, как они остались вдвоем. - Наедине.




- Благодарю вас, Михаил Сергеевич, - дрожащим от волнения голосом пролепетала Сашенька и огляделась по сторонам. Она давно заметила Мишу на этом приеме, но старалась не подавать вида, что его присутствие сильно волнует и ранит ее душу.





- Михаил Сергеевич, боюсь, что скоро вернется Александр Николаевич…

- Я не думаю, княжна, что это произойдет столь быстро! - Тем же официальным тоном продолжал Миша, все время оглядываясь по сторонам. Но он опасался не за себя, а за Сашеньку, так как ни в коем случае не хотел скомпрометировать ее.

- Миша, я все объясню тебе, но не теперь, - начала было Сашенька, но заметив мадам Бланж, которая быстрыми шагами приближалась к ним, тут же замолчала.






- Сашенька, скажи мне, зачем? – продолжал Миша, который начал уже терять терпение от того, что не может открыто поговорить с той, которую любил больше всего на свете, и рассказать ей о своей боли. - Отчего ты вдруг решила забыть все и выйти замуж за князя Арбенина?





- Мы не можем говорить прямо здесь… Сюда идет мадам Бланж.





Едва Сашенька сказала это, как Луиза тут же подошла к ним и по-дружески приобняла княжну за плечи.

- Сашенька, поздравляю тебя, дорогая! Уверена, что ты будешь необыкновенно счастлива с князем Арбениным! – радостно произнесла она и пристально посмотрела на молодого князя Волконского. – Князь, Вы согласны со мной?






- Может это и так, мадам, но пусть нам лучше ответит на этот вопрос… Александра Васильевна... Раз она приняла предложение князя, значит, питает к нему самые нежные… чувства…. То, что и должна испытывать девушка, которая собирается стать женой.





Последние слова были произнесены с такой болью и отчаянием, что Сашенька непременно почувствовала это, и с огромной печалью в глазах посмотрела на Мишу. Она понимала, что он ревнует ее и поэтому позволил себе говорить с ней в таком тоне.

- Мне бы не хотелось говорить о моем женихе в его отсутствие, князь!.. Это нехорошо.






- Действительно, князь, мы совсем засмущали бедняжку! – вступилась за Сашеньку Луиза и поспешила переменить тему разговора. - Лучше расскажите нам, как вы съездили? Я знаю, что вы только вернулись из Москвы.

- Да… Но тут и рассказывать нечего, мадам. Я ездил туда по делам фабрики вместе с папа.

- Я знаю, что с вами ездила и Софья Лещинская. Вероятно, эта была не только деловая поездка, – добавила Сашенька и с упреком посмотрела на него.





- Мадемуазель Софи присоединилась к нам по просьбе моей матушки, - спокойно сказал Миша, - так как генерал не смог сопровождать свою дочь. Я узнал об этом уже на вокзале.

- Князь, - вновь вступила в разговор Луиза, - полно оправдываться! Вы молоды и свободны! Отчего бы вам не развлечься? Тем более все знают, как вы относитесь к мадемуазель Лещинской. В свете только и говорят о вашей предстоящей свадьбе.






- Думаю, что это преувеличение, мадам!.. Мы с детства дружны с Софи, поэтому все давно решили, что мы жених и невеста… Но это не так.




Луиза собиралась уже ответить ему, но неожиданно к ним подошла графиня Оленская и увела ее своими разговорами в другой конец зала, и Миша с Сашенькой снова остались одни.




- Александра Васильевна, мы, наконец, остались одни. Так объясните же мне, отчего вы изменили свое решение?





- Я вынуждена была сделать это, Миша!.. У меня не было другого выхода…

- Как же так, Саша?.. Мы же поклялись друг другу, что будем бороться за нашу любовь!.. Вы согласились даже на тайное венчание. Что же изменилось?.. Стоило мне уехать в эту, как Вы даете свое согласие на брак с другим!





- Я рассказала все дяде… Он сказал, что ваша матушка никогда не даст своего благословения на такой союз!

- Ну, так и что? – начал терять терпение Миша. – Вы знали это и раньше!

- Да, но… Миша, я не могу позволить себе встать между вами и вашей матерью!.. Подумайте, что будет с нами, если мы тайно обвенчаемся!.. Ваша репутация… карьера… все будет загублено.







- Господи, Саша, неужели вы думаете, что для меня это важно?.. Я люблю Вас! Вот, что важнее всего на свете!




- Миша, прошу вас! – замахала руками Сашенька и огляделась по сторонам. – Нас могут услышать. Здесь ваши родители… Они не заслужили всего этого! Ваша матушка будет страдать. Она очень любит вас!



- Сашенька, вы сами слышите, что говорите теперь? При чем здесь моя матушка, когда речь идет о нашей жизни?.. Неужели вы собираетесь уступить всем им и прожить свою жизнь с нелюбимым человеком?.. Сашенька, очнитесь! – Миша, забыв про осторожность, взял ее за плечи. - Это ваша жизнь… ваша судьба!



Сашенька испуганно посмотрела по сторонам, но, слава богу, никто из гостей не обратил на них никакого внимания. Каждый был занят своим делом, но один человек все же наблюдал за ними издалека. Это была княгиня Арбенина.






- Миша, - сквозь слезы сказала Сашенька, - я дала согласие на брак. Уже слишком поздно что-то менять…




- Нет, еще не поздно! Все еще можно изменить… Ведь это еще не свадьба, а всего лишь помолвка! – с жаром произнес Миша и с надеждой посмотрел на любимую.



- Нет, - твердо ответила Саша и отодвинулась от него. – Поздно! Я дворянка и дала слово, которое не могу нарушить… Простите меня…




Миша отпустил руку княжны и внимательно посмотрел на нее. Он никак не мог поверить в то, что только что услышал собственными ушами. Казалось, что это какой-то страшный сон, и он вот-вот проснется... Но, увы, это была реальность. Страшная действительность, от которой хотелось бежать как можно дальше... Миша еще раз посмотрел на Сашеньку и понял – она больше не хочет бороться.




- Ну что же, - разочарованно произнес молодой князь, - пусть будет так, как вы решили, Александра Васильевна!.. Не смею Вас больше тревожить... Прощайте!